Огнезащитная обработка воздуховодов вентиляции и систем дымоудаления обеспечивает увеличение огнестойкости металлических конструкций до необходимого предела.
Система вентиляции, а именно воздуховоды, являются одной из важнейших инженерных систем здания, по которым поступает свежий и удаляется загрязненный (отработанный) из жилых и производственных помещений воздух. Система вентиляции есть в любом здании. Без неё нам было бы не комфортно, ведь она удаляет неприятные запахи, препятствует образованию конденсата на окнах, бережет помещения от сырости, образования грибков, защищает нас от сырости и это далеко не единственная задача вентиляции.
Современная вентиляция выполняет ещё одну очень важную функцию - в случае пожара или возгорания, она эффективно выводит дым из помещений и обеспечивает приток свежего воздуха вместо удалённого объема дыма. Система воздуховодов вытяжной вентиляции предназначена для удаления дыма и других продуктов горения через дымоприемные каналы, а воздуховоды приточной вентиляции используются для предотвращения задымления помещений здания. Через них в помещение подается наружный воздух для создания избыточного давления и компенсации объема удаленного задымленного воздуха.
Итак, мы разобрались, насколько важную роль может выполнять приточно-вытяжная система вентиляции и, конечно же, такая важная система требует защиты в случае пожара, для нормального выполнения своей функции.
Так, для каких же воздуховодов нужна огнезащита и какая она должна быть?
В соответствии со сводом правил СП 7.13130.2013 (с изменениями от 12.03.2020) огнезащита необходима воздуховодам вытяжной противодымной вентиляции и приточной противодымной вентиляции. Требования к огнезащите воздуховодов вентиляции и систем дымоудаления определены в СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (с изменениями от 12.03.2020) и ГОСТ Р 53299-2013 "Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость".
Согласно ФЗ 123, предел огнестойкости конструкции - это промежуток времени от начала огневого воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления для данной конструкции предельного состояния. По длительности противодействию разрушениям во время пожара всем известным видам сооружений и их конструктивным элементам присваиваются обозначения «R», «E» и «I», которые расшифровываются следующим образом:
"R" – время, по истечении которого конструкция полностью теряет свои несущие способности;
"E" – временной интервал, необходимый для нарушения целостности сооружения;
"I" – период, за который теплоизоляционные свойства строения снижаются до критически опасного значения.
Следовательно, воздуховоды вытяжной и приточной вентиляции имеют обозначение "EI".
При пожаре образуются высокие температуры, которые обычный воздуховод с толщиной стенки 0,8 мм без огнезащиты выдержит не более 15 минут. Именно поэтому для таких систем выполняют огнезащитную обработку. Специальные огнезащитные покрытия и составы могут увеличить предел огнестойкости воздуховодов до величины от EI-30 (30 минут) до EI-180 (180 минут).
В очаге пожара воздуховод сильно нагревается, что может привести к горению газов, находящихся в нем, и еще больше усилить пожар. Также при нагреве воздуховодов, стенки каналов, по которым подается воздух, могут повредиться. Горячий воздух или пламя, проникнув в поврежденный канал, будут легко продвигаться по нему в другие части здания и способствовать быстрому распространению пожара.
Какие бывают покрытия и системы огнезащиты воздуховодов?
- Конструктивная огнезащита воздуховодов – на сегодняшний день самая популярная система на основе базальтовой тонкослойной фольгированной изоляции в комплексе с огнестойкой мастикой, либо базальтовые толстослойные маты, которые крепятся по средству бандажной проволоки или сетки. Такие системы могут обеспечить степень огнестойкости до EI-180 и выше, они надёжны и не сложны в монтаже.
- Огнезащитные краски – такой вид покрытия достаточно сильно уступает базальтовым системам по стоимости, сложности монтажа, надёжности и сроку эксплуатации. Оцинкованная стенка воздуховода имеет слабую адгезию, плюс вибрация самого канала, что существенно сокращает срок службы такого покрытия, да и срок службы такого покрытия всего 10 лет, но зачастую в современном строительстве требуются дизайнерские решения, потому это покрытие имеет место быть.
- Огнезащитные толстослойные штукатурки – напыляемые толстослойные составы на основе вермикулита, минеральных волокон, и добавок. Нанесение таких составов на воздуховоды выполняется методом торкретирования. Толщина покрытия зависит от требуемой степени огнестойкости. Такие покрытия дают высокие пределы огнестойкости до EI-240, а из минусов - достаточно высокая нагрузка на конструкцию, невозможность защиты тонких подвесов, а также стоимость.
В любом случае проектированием и огнезащитной обработкой воздуховодов должны заниматься специалисты компаний, у которых есть для этого все необходимые лицензии, допуски и опыт. Правильно спроектированная и защищённая система прослужит достаточно долго и при необходимости защитит.